Комплексный подход к развитию системы подготовки кадров для фармацевтической отрасли
Пятигорская Н.В., член-корр. РАН, д.ф.н., профессор, Сеченовский университет
Аладышева Ж.И., к.м.н., доцент, Сеченовский университет
Аладышева Ж.И., к.м.н., доцент, Сеченовский университет
Современная фармацевтическая отрасль представляет собой высокотехнологичный наукоемкий сектор экономики, имеющий большое социальное значение. Подготовка кадров для фармацевтической отрасли включена в государственную промышленную политику, однако, комплексно нигде не описана. Разработанная нами профессионально-компетентностная модель фармацевтической отрасли основана на концепции жизненного цикла лекарственного средства и поддерживающих его процессах. Такая модель позволяет учесть все виды профессиональной деятельности в отрасли и степень их отраслевой специализации; выявить основные задачи и их типичность (повторяемость), определить базовые (ведущие) отрасли знаний для каждого вида профессиональной деятельности и специфические блоки знаний, и, следовательно, стать основой для проектирования различных образовательных программ в интересах фармацевтической отрасли.
Структура модели подготовки кадров для фармацевтической отрасли отличается от других отраслей, что обусловлено особенностями сферы здравоохранения, а также наличием регуляторных требований к внутреннему (корпоративному) обучению, как в виде указаний в нормативных правовых актах, так и посредством примерных образовательных программ, утверждаемых Минздравом России. При комплексном подходе содержание образовательных программ проектируется как единый континуум знаний и умений, который начинается в предуниверсариуме, и продолжается в высшем образовании, аспирантуре и в сегменте образования в течение жизни, что обеспечивает системную подготовку кадров, включая готовность к профессиональной деятельности. В этой связи особенно остро стоит вопрос разработки методологии оценки образовательных программ и ее валидации. Подготовка научных кадров для фармацевтической отрасли может быть основана на модели компетенций в научной сфере, разработанной АКУР.
Система подготовки кадров, особенно для практической деятельности нуждается в создании и развитии экосистемы, которая бы поддерживала и способствовала её развитию. Решение даже отдельных задач в этой экосистеме дает мультипликативный эффект, что было показано на примере решения задачи по повышению публикационной активности в области фармацевтических наук.
Структура модели подготовки кадров для фармацевтической отрасли отличается от других отраслей, что обусловлено особенностями сферы здравоохранения, а также наличием регуляторных требований к внутреннему (корпоративному) обучению, как в виде указаний в нормативных правовых актах, так и посредством примерных образовательных программ, утверждаемых Минздравом России. При комплексном подходе содержание образовательных программ проектируется как единый континуум знаний и умений, который начинается в предуниверсариуме, и продолжается в высшем образовании, аспирантуре и в сегменте образования в течение жизни, что обеспечивает системную подготовку кадров, включая готовность к профессиональной деятельности. В этой связи особенно остро стоит вопрос разработки методологии оценки образовательных программ и ее валидации. Подготовка научных кадров для фармацевтической отрасли может быть основана на модели компетенций в научной сфере, разработанной АКУР.
Система подготовки кадров, особенно для практической деятельности нуждается в создании и развитии экосистемы, которая бы поддерживала и способствовала её развитию. Решение даже отдельных задач в этой экосистеме дает мультипликативный эффект, что было показано на примере решения задачи по повышению публикационной активности в области фармацевтических наук.